За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Программа состоит из разделов
«Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте»,
«Введение в математику»,
«Развитие моторики, творческих способностей»,
«Ознакомление с окружающим миром».
Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренной Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.
Направленность программы
Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель программы
Создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
- мотивационный;
- интеллектуальный;
- произвольно-регуляторный,
позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
1.развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
2.обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;
3.развивать грамматический строй связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4.развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
5.развивать наглядно — образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
6.развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации.
7.развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
8.расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Принципы работы с детьми:
Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:
- самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
- гуманизация: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
- средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
- принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;
- принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Шаги к успеху» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет, 6–7 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Занятия по дополнительной образовательной программе предшкольной подготовки проводятся с сентября по май включительно (два раза в неделю). Программа рассчитана на два года обучения.
Формы и режим занятий
Режим занятий: (группа 5 – 6 лет)
1.Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 25 минут)
2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте — 1час в неделю (2 раза по 25 минут)
3.Развитие моторики, творческих способностей — 0,5часа в неделю (1 раз по 25 минут)
4.Ознакомление с окружающим миром — 0,5часа в неделю (1 раз по 25 минут)
Наполняемость групп 8-10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 25 минут, которые чередуются с двумя игровыми переменами по 10 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.
Режим занятий: (группа 6 – 7 лет)
- Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 30 минут)
2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте — 1час в неделю (2 раза по 30 минут)
- Развитие моторики, творческих способностей — 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)
- Ознакомление с окружающим миром — 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)
Наполняемость групп 8-10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 30 минут, которые чередуются с двумя игровыми переменами по 10 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.
Формы занятий: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, конкурсы.
Занятия осуществляются с применением следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные технологии, игровая технология.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
В программе «Шаги к успеху» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используемые приемы:
— «Пальчиковое рисование»;
— работа с пластилином;
— графические упражнения;
— гимнастика для пальчиков.