Подготовка к школе

 

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Программа состоит из разделов

«Обучение чтению и подготовка к обучению грамоте»,

«Введение в математику»,

«Развитие моторики, творческих способностей»,

«Ознакомление с окружающим миром».

Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренной Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.

Направленность программы

Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную программу  по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель программы

Создание педагогических и социально-психологических условий для всестороннего развития личности ребенка, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

  • мотивационный;
  • интеллектуальный;
  • произвольно-регуляторный,

позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

 

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

1.развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи   окружающих;

2.обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;

3.развивать грамматический строй  связной речи с  опорой на речевой опыт ребенка;

4.развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

5.развивать наглядно — образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

6.развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации.

7.развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;

8.расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Принципы работы с детьми:

Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:

  • самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
  • гуманизация: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на лич­ность;
  • средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
  • принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообраз­ного влияния окружающей социальной среды;
  • принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Шаги к успеху» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет, 6–7 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Занятия по дополнительной образовательной программе предшкольной подготовки проводятся с сентября по май включительно (два раза в неделю). Программа рассчитана на два года обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий: (группа 5 – 6 лет)

1.Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 25 минут)

2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте — 1час в неделю (2 раза по 25  минут)

3.Развитие моторики, творческих способностей  — 0,5часа в неделю (1 раз по 25  минут)

4.Ознакомление с окружающим миром   — 0,5часа в неделю (1 раз по 25  минут)

Наполняемость групп 8-10 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 25 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 10 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

 

Режим занятий: (группа 6 – 7 лет)

  1. Введение в математику – 1час в неделю (2 раза по 30 минут)

2.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте — 1час в неделю (2 раза по 30 минут)

  1. Развитие моторики, творческих способностей — 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)
  2. Ознакомление с окружающим миром — 0,5часа в неделю (1 раз по 30 минут)

Наполняемость групп 8-10 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по три занятия продолжительностью по 30 минут, которые  чередуются с двумя игровыми переменами по 10 минут. На каждом занятии проводится подвижная разминка.

 

Формы занятий: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, конкурсы.

Занятия осуществляются с применением следующих  образовательных технологий: здоровьесберегающие;  информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные технологии,   игровая технология.

Отличительные особенности программы

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

В программе «Шаги к успеху» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используемые приемы:

— «Пальчиковое рисование»;

— работа с пластилином;

— графические упражнения;

— гимнастика для пальчиков.